Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Научно-технический прогресс в области цифровизации дал возможность практической реализации идеи и формирования в целом цифрового государственного управления. Актуальность работы заключается в необходимости решения проблем формирования государственного управления, которые обусловлены ростом масштабов социальных коммуникаций через социальные сети, эффективностью цифровых платформ, увеличением скорости и многообразием обменов информации.
Цель исследования – изучение особенностей и проблем организации государственного управления в Тверской области для разработки предложений по его совершенствованию.
Для достижения цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть особенности организации государственного управления в современных федерациях;
- рассмотреть требования действительного законодательства к региональным системам государственного управления;
- отразить цель, задачи и основные приоритеты системы государственного управления Тверской области;
- изучить организационные основы государственного управления в Тверской области;
- сформулировать основные направления совершенствования действующей в Тверской области региональной системы государственного управления.
Объектом исследования выступает государственное управление в Российской Федерации, предметом – организационно-правовые основы государственного управления в Тверской области.
Вопросам государственного управления посвящены работы и труды многих отечественных и зарубежных ученых: И.Н. Баранова, А.Г. Барабашева, Д.Г. Красильникова, Г.Л. Купряшина, А.В. Оболонского, О.В. Сивинцевой, В.Л. Тамбовцева, А.Е. Троицкой, Дж. Реале.
Основными научными методами исследования работы являются: анализ литературных источников по теме исследования, экономико-статистический метод и методы абстрагирования, синтеза, сравнения и интеграции.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть положены в основу более глубокого изучения проблем государственного управления и применены на практике в Тверской области.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
1.1. Особенности организации государственного управления в современных федерациях
Категорию «механизм государства» необходимо понимать в узком и широком научном значении: в широком смысле в данное понятие входят органы государственного аппарата: Вооруженные Силы РФ, полиция, исправительные учреждения, органы государственного контроля и пр., благодаря которым государственный аппарат может осуществлять эффективную профессиональную деятельность, а также государственные учреждения: институты, школы, больницы. В узком смысле механизм государства - совокупность должностей управленческих кадров органов государственной власти. При этом, под механизмом формирования системы органов государственной власти представляется необходимым понимать комплекс конституционных положений, принципов, определяющих процесс создания государственных органов .
Механизм формирования современной системы органов государственного управления в Российской Федерации характеризуется тем, что федеративное устройство российского государства базируется на государственной целостности, на идентичности системы государственной власти, на разграничении предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти России и органов государственной власти российских субъектов (п. 3 ст.5 Конституции РФ) .
Представляется важным при этом отметить, что механизм создания системы органов государственного управления в России основан на конституционных принципах формирования системы управления, так и на общепризнанных ведущих принципах демократии.
Систему федеральных органов государственной власти по статье 11 Конституции Российской Федерации составляют: Президент Российской Федерации (осуществляет власть главы государства), Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума – законодательная власть), Правительство Российской Федерации (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (судебная власть).
В соответствии со ст. 96 Конституции РФ, в современной России выборность в Государственную Думу установлена на срок в 5 лет. Президент РФ обладает значительным государственным функционалом, связанным со статусом главы государства, который осуществляет свою деятельность при поддержке особого государственного органа, формируемого в целях обеспечения деятельности Президента России и осуществления контроля исполнения его решений – Администрации Президента РФ. С учетом принципов, изложенных в Конституции РФ, включая принцип разделения властей, российский Президент взаимодействует со всеми ветвями власти, включая исполнительную власть в лице Правительства РФ, в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ.
Президент оказывает основное влияние на формирование Правительства РФ. Однако данный процесс в России, как и во многих современных государствах, является императивным, сложным. Представляется важным отметить: в отличие от парламентских республик, где, по общему правилу, кандидатуру на должность главы основного органа исполнительной власти определяет лидер по результатам состоявшихся выборов (соответствующая партия), в современной России Председателя Правительства РФ призван назначать глава государства.
Важным представляется подчеркнуть: в свою очередь, высший законодательный орган (Государственная Дума) принимает участие в назначении главы Правительства РФ, предоставляя соответствующее согласие либо формируя отказ в назначении выдвинутой кандидатуры. Как указал Конституционный Суд РФ, из Конституции РФ не следует наличие каких-либо юридических ограничений правомочий участников данного сложного по правовой природе конституционного процесса. Конституционный Суд РФ в данном акте указал: цель утверждения гражданского мира и согласия непременно обеспечивается слаженным взаимодействием всех органов государственной власти, которое в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ обеспечивается Президентом Российской Федерации. Иное, по мнению данного судебного органа, ставило бы под угрозу стабильность российского конституционного строя как базы действительно демократического правового государства .
Необходимо отметить, что Государственная Дума вправе сформировать недоверие российскому Правительству. Акт о недоверии главному органу исполнительной власти одобряется большинством голосов от всего количества депутатов Думы. В случае выражения акта недоверия со стороны законодательной ветви власти в отношении Правительства, глава государства обладает правом объявить об отставке органа исполнительной власти или не согласиться с мнением законодательной ветви власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Собрание Законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Указ Президента РФ от 15.05.2018 N 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297953.
3. Закон Тверской области от 20.12.2019 № 89-ЗО «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» (ред. от 28.12.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561675617.
4. Постановление Правительства Тверской области от 29.12.2017 N 480-пп «О государственной программе Тверской области «Государственное управление и гражданское общество Тверской области» на 2018 - 2023 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/446630887.
5. Постановление Законодательного Собрания Тверской области от 24.02.1998 N 22 «О Положении о постоянных комитетах Законодательного Собрания Тверской области» (ред. от 30.03.2023) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zakon.ru/blog/2021/11/10/organizaciya_regionalnoj_vlasti_po-novomu_chto_zhdet_federativnuyu_rossiyu_v_2022_godu.
6. Законопроект № 1256381-7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/936005066.
7. Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 174 с.
8. Барабашев А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
9. Васильева В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
10. Моисеев В.В. История государственного управления в России: учебник для вузов / В.В. Моисеев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 628 с.
11. Региональное управление и территориальное планирование: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько [и др.] ; под редакцией Ю. Н. Шедько. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 503 с.
12. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Л. Л. Игонина [и др.] ; под редакцией Л. Л. Игониной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 555 с.
13. Солонина А.В. Цифровизация государственного управления / А.В. Солонина. – М.: Юпитер, 2020. – 1048 с.
14. Багян Г. А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г. А. Багян, В. И. Лукащук // Modern Science. – 2020. – № 5-1. – С. 450-454.
15. Мурзин А. Д. Формирование законодательных основ устойчивого развития муниципальных территорий / А.Д. Мурзин // Science Time. – № 5 (17). – 2019. – С. 283-288.
16. Мытенков С.С. Проблемы цифровизации государственных услуг / С.С. Мытенков, А.Б. Собольков // Бизнес. Общество. Власть. – 2020. – № 1. – С. 107-110.
17. Миронов В. Форум и стратегия: как Тверская область развивает ИТ / В. Миронов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://plus.rbc.ru/news/5d8dd0267a8aa9384bf2a629.
18. Официальный сайт Правительства Тверской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://тверскаяобласть.рф.